Сертификация в условиях рыночных отношений - признанный в мире СПОСОБ независимого подтверждения соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Использование сертификации создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социальных и экономических задач. Для нашей страны деятельность по сергификации становится насущно необходимой в связи с реформированием экономики и с вхождением в мировое экономическое сообщество. Введение гармонизированной с международными правилами сертификации на соответствие требованиям гармонизированных стандартов - необходимое условие интеграции России в мировую экономику. Сертификация может использоваться в законодательно регулируемой (обязательная сертификация) и в законодательно нерегулируемой (добровольная сертификация) сферах ее проведения. Обязательная сертификация введена законодательными актами Российской Федерации. В России сертификация как обязательная процедура законодательно была введена в действие в начале 1992 г. законами Российской федерации "0 защите прав потребителей" и "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" и другими нормативными актами. К настоящему времени и основном создана и продолжает развиваться законодательная и нормативная базы сертификации, а также инфраструктура для практического осуществления сертификации продукции, работ,услуг, систем качества. Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:
-
законодательными актами (законы Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений");
-
законодательными актами Российской федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной серчификации;
-
указами Президента и нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Нормативная база сертификации включает:
-
совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы (способы) проверки соблюдения этих требований;
-
комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения сертификации.
Важным направлением сближения позиций России с международной практикой является широкое внедрение сертификации систем качества, являющихся общепризнанным способом обеспечения стабильности характеристик выпускаемой продукции. В схемах сертификации продукции заложен ряд схем с использованием сертификации систем качества. За сертифицированной продукцией, если это предусмотрено схемой сертификации, осуществляется инспекционный контроль, который является частью деятельности по сертификации и проводится органами по сертификации. В случае выявления при инспекционном контроле несоответствия сертифицированной продукции нормативным требованиям, на соответствие которым она сертифицирована, органы по сертификации в пределах своей компетенции принимают решения о приостановлении или отмене действия сертификата и лишении права на применение знака соответствия. Эти решения доводятся до сведения органов государственного надзора. Государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области обязательной сертификации, а также за сертифицированной продукцией осуществляют надзорные органы. Они и их территориальные органы за нарушение нормативных требований по обязательной сертификации могут налагать санкции на изготовителей (продавцов, поставщиков, исполнителей), на органы по сертификации и на испытательные лаборатории. Штрафы, взыскиваемые с них, направляются в федеральный бюджет. В настоящее время сформирована Российская система аккредитации, определяемая государственными стандартами серии 51000, гармонизированными с документами ИСО/МЭК и с европейскими стандартами серии 45000.
|